*

Рада представить вам – Василия Владимировича Гудяева, шофёра-профи, отвечающего за транспортировку крупногабаритных грузов. Несколько рабочих дней, проведённых с этим человеком, поверьте, стали для меня открытием и особенно ответственным приключением, а для него… У этого человека даже сон – время ответственное.

У Василия Владимировича смуглое лицо; он давно привык к палящим через лобовое стекло знойным лучам солнца. В волосах не старящая, а придающая, пожалуй, стати пепельная седина. Сосредоточенность взгляда – тоже профессиональная, ведь на работе он постоянно просчитывает дорожную ситуацию, график движения, параметры груза и многое другое. Внимательное выражение его лица за время нашего общения лишь иногда сменялось озадаченностью или утомлением (во время работы Гудяеву «посадили на хвост» журналистов – отвлекающий от дела фактор). О взгляде Василия Владимировича можно говорить долго: в нём и дальнозоркий опыт, и напряжение ответственности. Но в каждом жесте, в каждом движении, даже в тембре его голоса можно ощутить доброе устремление. Это вечное желание быть в движении даже после долгих лет в пути подспудно проявляется в диалоге. Наши разговоры и моменты непринуждённого молчания – всё выдавало в нём настоящего путешественника.

  • Маршрут пути: Саратов-Пермь.
  • Цель поездки: транспортировка ПГБ (Пункт газорегуляторный блочный)
  • Длина пути: 2600 км
В разговоре, частью которого мы с вами можем поделиться, Василий Владимирович признал, что великая даль манит его, что с дорогой он уходит от проблем, грустные мысли улетают с ветром, в пути он находит ответы. А пока фура то выходила из густой пущи, то двигалась навстречу плотному туману, шофёр с огромным стажем искал ответы на наши вопросы.

– Василий Владимирович, можете прикинуть – сколько километров на службе пройдено?
– Порядка ста тысяч за год, а в пути я с 1980 года (Василий Владимирович знает географию просто потрясающе – перечисление его маршрутов может занять несколько дней; а километраж считаем вместе – по сто тысяч в год, начиная с 1980-ого, получается порядка трёх с половиной миллионов!)

Почему выбрали дорогу? Можно ли сказать, что Ваша жизнь и работа – это сплошная серая полоса?
– Из этой кабины я много повидал. Здесь своя романтика. Это значительные тонно-километры, серьезные машины. Ровная езда без баловства. Это ты, машина, груз, да дорога. А русские красоты какие за окном! Я вырос в деревне… Для нас, мальчишек, автомобиль редкостью был. В то время только «Камаз» пошел. С детства страсть как хотел на него сесть, а первым у меня был комбайн. Я еще колледж не закончил, а уже во всю на нем пахал.

 
На каких машинах Вам приходилось работать?
– Практически на всех. Я уже 30 лет грузы вожу, и в советах, и в лихие 90-е, в НГО с самого начала… На каких машинах только не поездил: «Камаз», «Зил», «Граз»… На заводе у нас: «МАЗы», «ГАЗоны», «Volvo», «Daf»… Прицепы Немецкие, Голландские… Для перевозки АГРС, блок-контейнеров (шелтеры), пунктов подготовки газа ППГ, БППГ, кранов шаровых, шкафов ГРПШ… Я сам «Daf-xf105» вожу. Для меня лучше этой машины ничего нет. Каждый хвалит свое болото, но тут все по-умному: мощный двигатель, снижен расход топлива…А как он плавно идет! Я тут как дома, жить и работать приятно. Сейчас комфорт. И холодильник тебе, и микроволновка, и телевизор – вообще все удобства! Вот действительно дом вдали от дома.

– Расскажите о возникновении завода «Нефтегазоборудование».
– Доброе начало – половина дела. Я на заводе с самого основания. 13 лет. Поначалу ничего не было. Из машин «Бычок» (ЗИЛ). Из водителей я был один… Да нас всего 5 человек начинало работать. Год за годом предприятие расширялось. Поднимали завод мощный, работящий. А начинали с нуля. Я не только возил, а собирал и делал все вместе с начальством – гайки крутили. А что? Люди у нас на заводе не боятся руки пачкать.

– Как думаете, почему Вас отметили как одного из лучших работников предприятия?
– Самого себя хвалить, что ли, надо? (Смеется) Каждый должен делать то, что умеет. И делать так, чтоб это было правильно. Дружба любит дело. Я свое дело знаю. Поэтому часто премируют, поощряют дорогими подарками: машиной, сотовым телефоном. На встречу всем идут, если что случись, помогают. Твой авторитет во многом зависит от качества работы. Важно понять тонкости профессии. Просто взять и доставить груз — это равносильно провалу. Вот устроился мой знакомый на работу водителем в одну фирму, ему дают задание: поедешь в один город; до него 500 км. Будешь в пути 3 дня… Покажем точные места заправок, дальше будет станция техобслуживания. Заедешь на нее, а вот в этой гостинице ты будешь ночевать… Ну он как залез и погнал… Машина новая, есть топливо… Что заправляться? На станцию заезжает… А зачем? Машина-то прошла 100 км… Какое ей техобслуживание? Проехал мимо. Следом гостиница. Зачем мне гостиница нужна? У меня в машине гостиница. Он за день доезжает до места назначения, заходит, а ему говорят: «Мы тебя не ждем здесь, ты должен через три дня только приехать… Ждите, мы вас пригласим». Он обратно в машину – спать. Он первый день, второй, третий день там крутиться, на третий загрузился. Потом за один день опять прилетает к себе на фирму. Вроде как молодец. А там выходят и трудовую его несут… Говорят: «Такие работники тут не нужны… Я заплатил неустойку заправке, заплатил неустойку станции, гостинице, где ты не ночевал, и полицаем… За то, что он три дня ходил тебя охранял. Всё, пока!». Делаешь наспех — сделаешь на смех. Груз необходимо довезти точно в указанный час, сообразуясь со временем, назначенным заказчиком, соблюдая технический регламент — вот что нужно. В целости и сохранности. Это репутация завода. Да и чем безалабернее работа, тем безалабернее у тебя жизнь.
 


– У Вас большой стаж работы на НГО, что бы Вы хотели пожелать новым специалистам?
– Начальство у нас строгое, но справедливое. Не создают тепличных условий для лени, а наоборот – дают возможность попробовать себя во всех самых сложных производственных процессах. Чтобы из молодого специалиста потом что-то стоящее вышло, чтобы он воспитался.

Расскажите, как же Ваши близкие – скучают в Ваше отсутствие?
– Жена уже давно не волнуется, привыкла. 30 лет – всё по командировкам. Это я уже за неё волнуюсь. Бывает, она не позвонит в обед, так я звоню, вдруг чего…Старшая дочка просилась все: ее взять с собой…. Вот вышила на полотенце «Дорогому папе». А сын всегда со мной ездил, помогал.

– Очень интересно послушать о водительской солидарности на дороге…
– Зимой, когда с Ухты ехал в Москву, во Владимирове шел ремонт дороги; и там пробка собралась – километров 15-20. Слышу звуковые сигналы «фа-фа-фа»!… Оглядываюсь: по встречной летит джип, а за ним фура… Она ему сигналит во всю… Слышу в эфире: «Ребята, пожалуйста, перекройте этот джип, он загнал людей, те в кювет улетели»! Мы с ребятами быстренько сгруппировались и прижали злосчастный джип. Этот случай по телевизору даже показывали. Много помощи друг другу оказываем… Да все не припомнишь.

– Какие у Вас отношения с ГАИ? Были ли случаи, когда сотрудники ГАИ помогали?
– Ехал я со стороны Москвы. Вез пункты газорегуляторные шкафные ГРПШ. А снегопад несусветный. Вот они стоят, предупреждают: «Ребят, время – ночь… Остановитесь на стоянку… Штормовое предупреждение». Нашелся какой-то мудрец, начал там матом трехэтажным по рации на них… А ему дальнобойщики в ответ: «Мозгов у тебя нет, парень, это же действительно для нас стараются. Потому что там направо и налево машины валяются. Они дорогу-то знают. Ставь на стоянку, отдохни… Занос-перенос... Гололед несусветный». Мир не без добрых людей. Нормальные отношения с ГАИ, иной раз нервы натреплют, а бывает – постоим, посмеемся...

– Что Вы хотели бы пожелать всем водителям?
–Ни гвоздя, ни жезла!

За время командировки Василий Владимирович рассказал еще много увлекательных историй, произошедших с ним в пути. Его теплые воспоминания и яркие эмоции свидетельствуют о том, что дорога стала неотъемлемой частью его жизни. В новой рубрике «Наш человек» мы будем публиковать наиболее яркие и интересные истории сотрудников нашего предприятия. Вас ждут интервью, репортажи, фотоотчеты – именно те материалы, которые позволят вам ощутить ритм нашей профессиональной жизни.